Как связаны физическое здоровье и физическое развитие

  • Закрыть ... [X]


    Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма: рост, вес, окружность грудной клетки, емкость легких, мышечная сила рук и т. д. Физическое развитие непосредственно связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. В свою очередь от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.
    Показатели физического развития ребенка — чаще всего рост и вес — оцениваются путем сравнения величины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах. Такие таблицы периодически составляют на основании массовых обследований детей в определенных регионах, имеющих свои географические, социальные и экономические особенности.
    Существуют закономерности изменения пропорций тела в процессе роста организма. Наиболее интенсивно растут кисти, стопы, голени и предплечья, медленнее — бедра, плечи, туловище, еще медленнее — голова. Так, за весь период роста (приблизительно до 25 лет) длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, верхних — в 4, туловища — в 3, высота головы — в 2 раза. В процессе роста ребенок из относительно большеголового, коротконогого, длиннотуловищного постепенно превращается в малоголового, длинноногого, короткотуловищного.
    Как правило, девочки растут и развиваются быстрее, чем мальчики. Во все возрастные периоды биологические характеристики у девочек несколько старше, чем у мальчиков того же возраста. Так, новорожденные мальчики отстают по скелетной зрелости приблизительно на 4 недели, а в течение всего периода роста их костный возраст составляет 80% от такового у девочек того же календарного возраста. У девочек отмечается также более раннее (на 2 года) начало пубертатного периода.
    По целому ряду физиологических параметров мальчики менее устойчивы к воздействиям внешней среды — они более подвержены стрессам и болезням, у них выше скорость обменных процессов, поэтому они более активны и менее усидчивы, чаще страдают нарушениями обменных процессов (гипогликемия, диабет, различные ферментопатии).
    В связи с высокой подвижностью у мальчиков чаще возникают травмы мозга, ведущие к неблагоприятным последствиям. Мелкие мышцы рук у мальчиков развиваются позднее, чем у девочек, поэтому их руки быстрее устают при рисовании и письме. У девочек раньше и быстрее развиваются познавательные способности. Они раньше начинают говорить, у них богаче словарный запас, они употребляют предложения более сложной конструкции. Как правило, они более послушны, аккуратны, исполнительны, а мальчики нередко требуют большего терпения и внимания. Однако все это не свидетельствует о более высоких потенциальных возможностях девочек — мальчики часто «обгоняют» девочек в дальнейшем обучении, успешно реализуют свои возможности в профессиональной деятельности.
    Знание закономерностей физического развития имеет большое значение для приспособления окружающей ребенка среды к его росту и нормирования физических нагрузок на него.
    По совокупности критериев (показателей), определенных во время профилактического осмотра, врач дает комплексную оценку состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья.


    Понятие группы здоровья отражает общий «уровень здоровья» ребенка, который оценивается по отсутствию или наличию отклонений в здоровье и хронических заболеваний, а также по степени их тяжести. В соответствии с изложенными ниже критериями выделяют 5 групп здоровья детей.
    Первая группа объединяет здоровых детей, не имеющих отклонений по всем критериям, не болевших или редко болевших за период наблюдения (1-3 раза в год), а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, мало выраженная деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.
    Вторую группу составляют дети с небольшими отклонениями в состоянии здоровья, часто (4 раза в год и более) болеющие острыми заболеваниями, т.е. дети с риском возникновения у них хронической патологии.
    К этой группе относятся дети, имеющие следующие нарушения в здоровье:
    • рахит (начальный период, I степень, остаточные явления);
    • гипотрофия I степени;
    • дефицит или избыток массы тела I и II степени;
    • аллергическая предрасположенность;
    • кожные проявления экссудативного диатеза;
    • дефекты осанки, уплощение стоп;
    • функциональные изменения сердечно-сосудистой системы; шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению артериального давления и др.;
    • гипертрофия аденоидов I и II степени или миндалин II степени, искривление носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, повторные заболевания бронхитами или пневмонией;
    • частые острые заболевания, в том числе простудные (больше 4 раз в год);
    • понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы — угроза анемии;
    • кариес, нарушение прикуса, не требующие немедленной коррекции;
    • отдельные невротические реакции, патологические привычки, отставание нервно-психического развития, косноязычие;
    • дисфункция желудочно-кишечного тракта — периодические боли в области живота, тошнота, рвота, нарушение аппетита и др.;
    • миопия слабой степени, дальнозоркость средней степени, аккомодационное косоглазие без амблиопии и без нарушения бинокулярного зрения;
    • вираж туберкулиновой пробы;
    • состояние выздоровления после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в том числе после острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.).
    Третья группа объединяет детей с хроническими болезнями или врожденной патологией в состоянии компенсации, т.е. с редкими и нетяжелыми обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния, самочувствия и поведения, а также с функциональными отклонениями только в одной системе или органе.
    Четвертая группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется функциональными отклонениями не только больного органа или системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным восстановительным периодом после острых заболеваний.
    Пятая группа — дети с тяжелыми хроническими болезнями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. относящиеся к категории инвалидности.
    При включении детей в II—V группы не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья; достаточно — по одному из них. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.
    В зависимости от изменения уровня состояния здоровья по тому или иному признаку (или их сочетанию) врач в процессе наблюдения может изменить группу здоровья ребенка. При появлении у ребенка одновременно нескольких функциональных отклонений в состоянии здоровья или в случае наличия у него факторов риска (увеличение частоты заболеваний, уменьшение массы тела) группа здоровья его не меняется, отмечается внутригрупповое ухудшение. Такой ребенок требует более тщательного и частого наблюдения, специального оздоровления.
    Распределение детей на группы по уровню здоровья служит важным критерием для организации наблюдения за ними, оздоровления и лечения (назначение рекомендаций по режиму, питанию, физическому воспитанию, массажу, закаливанию, воспитательным подходам, профилактическим прививкам, диспансеризации, лабораторным исследованиям, необходимой лекарственной терапии).

    Источник: Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. 2006

    1. Здоровье и динамика физического развития детей в стране. Группы здоровья. Возрастная структура заболеваемости школьников
    2. Гигиеническая организация физических упражнений для укрепления здоровья и развития детей
    3. ФИЗИЧЕСКОЕ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
    4. Физическое развитие. Методы определения и оценки физического развития детей
    5. Нагаева Т. А.. Физическое развитие детей и подростков, 2011
    6. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ
    7. ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
    8. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
    9. Понятие о физическом здоровье и развитии. Особенности телосложения человека
    10. Информативность методик оценки показателей физического развития детей и подростов на индивидуальном уровне
    11. Информативность методик оценки показателей физического развития детей и подростов на популяционном уровне
    12. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
    13. Учебно-воспитательные учреждения для детей с нарушениями умственного и физического развития
    14. Влияние питания на физические показатели здоровья и развития учащихся

    - Хирургия - Акушерство и гинекология - Валеология - Ветеринария - Вирусология - Внутренние болезни - Гематология - Гигиена и санэпидконтроль - Иммунология и аллергология - Интенсивная терапия, анестезиология и реанимация, первая помощь - Инфекционные заболевания - История медицины - Кардиология - Кожные и венерические болезни - Медицинская паразитология - Наследственные, генные болезни - Неврология и нейрохирургия - Онкология - Организация системы здравоохранения - Оториноларингология - Патологическая анатомия - Патологическая физиология - Педиатрия - Фармакология -

    - Здоровье и народная медицина - Медицина - Психология -


    Источник: http://xn--80ahc0abogjs.com/57_patologicheskaya-fiziologiya_797/zdorove-fizicheskoe-razvitie-50108.html


    Поделись с друзьями



    Рекомендуем посмотреть ещё:



    Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для медицинских - Как связать кофту спицами для девочки для начинающих

    Как связаны физическое здоровье и физическое развитие Как связаны физическое здоровье и физическое развитие Как связаны физическое здоровье и физическое развитие Как связаны физическое здоровье и физическое развитие Как связаны физическое здоровье и физическое развитие Как связаны физическое здоровье и физическое развитие Как связаны физическое здоровье и физическое развитие

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ